Елена Сахуто

Дизайнер одежды
Елена Сахуто

Расскажите, пожалуйста, с какой отправной точки началась ваша карьера дизайнера. Что предшествовало и способствовало созданию собственного бренда авторской одежды?

Наверное, в этом месте я должна рассказать длинную и подробную историю о том, как с самого детства я мечтала стать модельером и шила куклам наряды. Но такой истории у меня нету, поэтому попытаюсь отследить: с чего же начался мой творческий путь.

Пожалуй, действительно серьезным стартом стал момент, когда в 19 лет я пришла работать в текстильный бизнес и задержалась там на целых 9 лет.

Я занималась поставками и продажей тканей с мировых производств для огромного количества наших частных и государственных производств одежды. Это означало, что нужно было быть не просто сильным специалистом в области тканей и всем, что с ними связано, но и технологом, художником, конструктором в одном лице.

На тот момент, я не придавала этому огромному багажу опыта и знаний никакого значения. Мне казалось это чем-то самим собой разумеющимся. И только когда я пошла учиться в школу дизайна одежды, до меня «дошло», каким колоссальным набором знаний я обладаю.

Скажу честно, я не помню точно того момента, когда поняла, что хочу заниматься тем, чем занимаюсь сейчас. Я долгое время была моделью, но одно никак не связано с другим и мой выбор своей сферы деятельности не является данью моде. Единственное, над чем я долго размышляла и переживала :как же я могу заниматься дизайном одежды, если у меня есть некоторые пробелы в знаниях. Например, техника рисунка, нету заветной «корочки» и прочих крайне необходимых модельеру «атрибутов». Переживала я ровно до тех пор, пока жизнь не свела меня с девушкой, которая спокойно позиционировала себя как дизайнер, не то, что не умея рисовать, а не имея вообще никаких знаний в этой сфере, ни придумав ничего самостоятельно. Единственное, что у нее было – это много денег и желание как-то себя развлечь. Как вы поняли, это был пример от противного, но он мне очень помог. Потому что тогда я подумала: «А ты тем временем сидишь и думаешь, чего там тебе недостаточно. Ты знаешь о тканях и одежде ВСЕ! Можешь со своими знаниями идти и защищать докторскую диссертацию на кафедру костюма. Все пробелы в знаниях можно подтянуть. Пока ты тут собираешься с мыслями, те кто ничего в этом не понимают «делают дело».

Девушка та, конечно бросила быстро «игру в дизайнера», но спасибо ей за то, что сама того не подозревая, она стала моим пусковым механизмом к действию.

Сегодня у меня за плечами уже не одна коллекция. Я отучилась в школе дизайна одежды 2,5 года, получила диплом. Мне очень приятно, что мной уже интересуются модные порталы, в частности ваш. И все равно абсолютно объективно я могу сказать, что по-настоящему Дизайнером я стану лет через 10. И то, при условии, что буду очень упорно трудиться, в том числе и над собой. Сфера моды и одежды – это огромный пласт знаний и еще больший пласт опыта. Я прекрасно понимаю, что впереди у меня работа, работа и еще раз работа.

С какими материалами и тканями вам нравится работать больше всего и почему? Правда ли, что платье, которое сложно воплотить – потом любишь больше всего?

Могу сказать, что в принципе моим основным источником вдохновения являются ткани. Как правило, я вижу материал, и уже потом рождается модель или коллекция. Мое идеальное сочетание: необычная выразительная ткань плюс лаконичная форма. Многие считают, что дизайн одежды – это нагромождение деталей и приемов. Лично мне не очень близка тема дизайна ради дизайна. Именно поэтому я часто использую достаточно простые формы и больше сосредотачиваюсь на качестве их наполнения (выборе материала). Видимо, в силу опять же своего опыта, у меня нет стереотипов и предвзятого отношения к тем или иным видам тканей. К примеру, я активно работаю, в том числе и с китайскими тканями. Поверьте, есть очень качественные и не менее дорогие материалы, чем, например, итальянские. Мне абсолютно не важно, какая маркировка стоит на бирке.

В этом плане порой очень сильно удивляюсь своим коллегам, когда вижу, что вещь выполнена из китайской ткани, а заявлена как Италия. Неужели, если добавить волшебное слово «Италия» плохая вещь резко похорошеет, а красивая подурнеет? Наверное, это от какой-то неуверенности в себе и в том, что ты делаешь.

Единственный мой критерий, от которого я сама порой «страдаю» - это неумолимые требования к качеству. К примеру, я очень люблю вышивку на сетке и много с ней работаю. Предложений по таким тканям море, но за последние полгода я добавила только один новый материал в свою работу, т.к. в 99% случаев качество вышивки очень низкое.

К слову, мы уже начинаем сами создавать кутюрные ткани и расшиваем их вручную. Надеюсь, совсем скоро сможем показать вам готовые изделия.

Почему ваши изделия не продаются на маркетах? Вы также говорите, что не следите за модными тенденциями. Как это влияет и отражается на спросе вашей одежды?

На то есть несколько причин. Я сама когда-то довольно часто посещала модные маркеты, где можно было найти действительно необычные и эксклюзивные дизайнерские вещи по весьма приемлемым ценам. Сейчас же большая часть одежды, представленная на различных выставках, напоминает не самую лучшую и качественную версию масс-маркета. Это сугубо мое личное мнение, даже скорее как потребителя.

В любом случае, основная причина того, что я не участвую в маркетах, заключается в том, что это не мой формат и не моя специализация. Основное отличие моей работы от других дизайнеров и производителей одежды – это работа по индивидуальным меркам. Я не устану повторять, что в одежде каждый сантиметр играет роль. Я не знаю, кому нужна очередная марка одежды предлагающая стандартные по параметрам вещи для где-то существующих стандартных людей. К слову, по иронии судьбы я сама являюсь таким стандартным по нынешним ГОСТам человеком. Все мои бывшие клиенты (производители одежды) часто просили меня померять модели в разработке. А вот действительность совершенно иная: рост, параметры и пропорции современных женщин невозможно никак подогнать под хоть какие-то общие рамки. Вы бы видели лица моих клиенток, когда они говорят: «Господи, у меня длинна рукава на месте! Неужели?!»

Что касается тенденций – это абсолютная правда – я за ними не слежу. Понимаете, у меня слишком много своих идей. И их не успеваю реализовывать, чтобы еще за чем-то там следить. Ведь давайте будем честными – тренды придуманы для того, чтобы регулярно и стабильно выкачивать из людей деньги. Мир моды призывает человека быть в постоянной гонке: «Тебе нужно новое, новое, новое. Нет времени думать – просто поверь, что это очень модно и красиво и скупай». Думающий потребитель мало кому интересен, это экономически не выгодно. Например, у меня есть настоящее кашемировое пальто Max Mara. Я купила его 10 лет назад, и на нем нету ни одного катышка. Обычное такое классическое черное пальто. Его можно носить вечно и передать по наследству. Вы представляете, сколько денег потеряно на таком вот покупателе? Ведь ему можно продавать ну хотя бы одно пальто в год, а лучше два. Так вот я делаю и хочу делать именно такие вещи – очень качественные и на все времена. Поверьте, на них очень большой спрос. Человек, который гонится за трендами – вряд ли мой клиент. Я считаю, что тренды нужны для тех, у кого нет своего собственного стиля, мнения и понимая красоты. Мне также искренне жаль моих коллег, кто вынужден держать постоянно руку на пульсе и судорожно следить за тем, что в моде, потому что не имеет своего собственного понимания, видения. Или не хватает на это смелости, и проще прятаться за тем, что объявили «официально» красивым и модным.

Мне же нравится создавать не тренды, а авторские, эксклюзивные вещи.

Как бы вы охарактеризовали ДНК вашего бренда и девушку, которая носит и выбирает вашу одежду?

Я думаю, что мне еще очень рано говорить о ДНК моего бренда. Это долгий и кропотливый поиск. Как я говорила выше, мне еще над этим работать и работать, искать и искать.

Что касается портрета моей клиентки – то тут все уже достаточно ясно. Это девушка, которая всегда хочет оставаться женственной, при этом имеет четкое понимание своего стиля, выбирает одежду, которая украшает ее, а не гонится за модой. Она уважает и любит себя, поэтому выбирает эксклюзивные вещи, которые хорошо на ней сидят.

Однажды я читала интервью с главным редактором итальянского «Vogue» Франкой Социани, которая слыла самым немодным среди редакторов «Vogue» разных стран. Журналист попросил ее прокомментировать данный факт, на что она сказала: «Я одеваюсь так, чтобы нравится мужчинам, а не ублажать дизайнеров».

В одном этом предложении вся философия того, что я делаю и для кого это предназначено.

Съёмка лукбука одежды, фотосессия (сужу по вашему аккаунту в Инстаграмм) - каждому процессу вы уделяете большое внимание. Почему это одно из слагаемых успешного продвижения бренда?

Я думаю, что в принципе для любого бренда одежды, фотосьемки – это 90% успешного или неуспешного продвижения. Кроме того, на своем личном опыте, а ранее просто на интуитивном чутье – я всегда понимала, что женщина покупает не одежду. Она покупает образ и/или историю в целом. Сколько раз я слышала от своих клиенток «Заверните мне, пожалуйста, вот это Все!». Люди хотят, чтобы им предложили готовый наряд, образ, стиль и это понятно.

Сейчас опять же модно быть как бы ближе к своему потребителю и занижать планку. Съемка на телефон, примитивные локации, непричесанные и ненакрашенные модели. Не имею особо ничего против этой тенденции. Но лично я хочу «тянуть» своих клиентов на более высокий уровень. Поэтому я максимально стремлюсь к тому, чтобы делать интересные необычные съемки, нестандартно подавать одежду, рассказывать истории, которые хочется прожить.

Понимаете, когда я смотрю на свою или на чью либо одежду, я не оцениваю ее по критерию какого-то высокого искусства, я точно так же, как и все оцениваю самым обычным критерием «хочу-не хочу» - вот и все.

Поэтому как потребителю, лично мне бы хотелось, чтобы мне красиво и достойно преподнесли продукт. Не нужно опускаться до моего уровня или еще более низкого, наоборот – предложите мне с помощью вашего продукта взять новый. Чтобы я почувствовала себя лучше, красивее, счастливее, достойнее.

Ко мне приходят самые обычные девушки, и сколько раз я слышала от них, когда они смотрелись в зеркало на финальной примерке: «Боже, да я же звезда! Я Богиня!» А ведь все это начинается с того, что они видят достойную подачу изделия на фотографиях и хотят приблизиться к этому образу и прожить его в своей собственной жизни.

Поделитесь, пожалуйста, вашими творческими планами: с кем вы хотите сотрудничать, какие перспективы для себя планируете.

Планов много, а целей еще больше. Я думаю, вы поняли, что я считаю, что дизайнеру можно и нужно развиваться до бесконечности. Я постоянно стремлюсь повышать качество своих изделий. В идеале, я бы хотела, чтобы оно было безупречное. Я не стремлюсь, чтобы это было дешевле, доступнее, проще, быстрее. Я хочу, чтобы это было сделано на «Отлично».

Если говорить про более повседневную работу – я бы хотела еще больше интересных и необычных съемок. Я очень люблю и уважаю профессиональную фотографию и считаю, что фото и дизайн одежды – это как две половинки одного целого.

Планирую в ближайший год вплотную заняться нашей кутюрной линией, где 90% работы будет сделано вручную.

Из более далеких перспектив – сделать из своей дипломной коллекции «Времена года» - большой проект (в том числе и фото) под названием «12 месяцев». Сложно все перечислить, да и думаю, стоит что то оставить в секрете.

Благодарю вас за интересное, и к слову мое первое интервью как дизайнера. Я уверена, что это наша не последняя встреча. Запишу это в список моих целей;).

Контакты для связи с дизайнером:

ЕЛЕНА САХУТО

Вконтакте vk.com/lenasahuto

Instagram @lenasahuto_dresses

Viber/WhatsApp/Telegram +375297710488

Другие персоны

Александра Бавтрук
Александра Бавтрук Мастер по росписи фарфора
Кристина Ивашина
Кристина Ивашина Дизайнер одежды
Татьяна Ефремова
Татьяна Ефремова Дизайнер
Элеонора Патрини
Элеонора Патрини Международный региональный менеджер по продажам обуви Calvin Klein и Calvin Klein Jeans