Елена Сахуто

Дизайнер одежды
Елена Сахуто

Расскажите, пожалуйста, с какой отправной точки началась ваша карьера дизайнера. Что предшествовало и способствовало созданию собственного бренда авторской одежды?

Наверное, в этом месте я должна рассказать длинную и подробную историю о том, как с самого детства я мечтала стать модельером и шила куклам наряды. Но такой истории у меня нету, поэтому попытаюсь отследить: с чего же начался мой творческий путь.

Пожалуй, действительно серьезным стартом стал момент, когда в 19 лет я пришла работать в текстильный бизнес и задержалась там на целых 9 лет.

Я занималась поставками и продажей тканей с мировых производств для огромного количества наших частных и государственных производств одежды. Это означало, что нужно было быть не просто сильным специалистом в области тканей и всем, что с ними связано, но и технологом, художником, конструктором в одном лице.

На тот момент, я не придавала этому огромному багажу опыта и знаний никакого значения. Мне казалось это чем-то самим собой разумеющимся. И только когда я пошла учиться в школу дизайна одежды, до меня «дошло», каким колоссальным набором знаний я обладаю.

Скажу честно, я не помню точно того момента, когда поняла, что хочу заниматься тем, чем занимаюсь сейчас. Я долгое время была моделью, но одно никак не связано с другим и мой выбор своей сферы деятельности не является данью моде. Единственное, над чем я долго размышляла и переживала :как же я могу заниматься дизайном одежды, если у меня есть некоторые пробелы в знаниях. Например, техника рисунка, нету заветной «корочки» и прочих крайне необходимых модельеру «атрибутов». Переживала я ровно до тех пор, пока жизнь не свела меня с девушкой, которая спокойно позиционировала себя как дизайнер, не то, что не умея рисовать, а не имея вообще никаких знаний в этой сфере, ни придумав ничего самостоятельно. Единственное, что у нее было – это много денег и желание как-то себя развлечь. Как вы поняли, это был пример от противного, но он мне очень помог. Потому что тогда я подумала: «А ты тем временем сидишь и думаешь, чего там тебе недостаточно. Ты знаешь о тканях и одежде ВСЕ! Можешь со своими знаниями идти и защищать докторскую диссертацию на кафедру костюма. Все пробелы в знаниях можно подтянуть. Пока ты тут собираешься с мыслями, те кто ничего в этом не понимают «делают дело».

Девушка та, конечно бросила быстро «игру в дизайнера», но спасибо ей за то, что сама того не подозревая, она стала моим пусковым механизмом к действию.

Сегодня у меня за плечами уже не одна коллекция. Я отучилась в школе дизайна одежды 2,5 года, получила диплом. Мне очень приятно, что мной уже интересуются модные порталы, в частности ваш. И все равно абсолютно объективно я могу сказать, что по-настоящему Дизайнером я стану лет через 10. И то, при условии, что буду очень упорно трудиться, в том числе и над собой. Сфера моды и одежды – это огромный пласт знаний и еще больший пласт опыта. Я прекрасно понимаю, что впереди у меня работа, работа и еще раз работа.

С какими материалами и тканями вам нравится работать больше всего и почему? Правда ли, что платье, которое сложно воплотить – потом любишь больше всего?

Могу сказать, что в принципе моим основным источником вдохновения являются ткани. Как правило, я вижу материал, и уже потом рождается модель или коллекция. Мое идеальное сочетание: необычная выразительная ткань плюс лаконичная форма. Многие считают, что дизайн одежды – это нагромождение деталей и приемов. Лично мне не очень близка тема дизайна ради дизайна. Именно поэтому я часто использую достаточно простые формы и больше сосредотачиваюсь на качестве их наполнения (выборе материала). Видимо, в силу опять же своего опыта, у меня нет стереотипов и предвзятого отношения к тем или иным видам тканей. К примеру, я активно работаю, в том числе и с китайскими тканями. Поверьте, есть очень качественные и не менее дорогие материалы, чем, например, итальянские. Мне абсолютно не важно, какая маркировка стоит на бирке.

В этом плане порой очень сильно удивляюсь своим коллегам, когда вижу, что вещь выполнена из китайской ткани, а заявлена как Италия. Неужели, если добавить волшебное слово «Италия» плохая вещь резко похорошеет, а красивая подурнеет? Наверное, это от какой-то неуверенности в себе и в том, что ты делаешь.

Единственный мой критерий, от которого я сама порой «страдаю» - это неумолимые требования к качеству. К примеру, я очень люблю вышивку на сетке и много с ней работаю. Предложений по таким тканям море, но за последние полгода я добавила только один новый материал в свою работу, т.к. в 99% случаев качество вышивки очень низкое.

К слову, мы уже начинаем сами создавать кутюрные ткани и расшиваем их вручную. Надеюсь, совсем скоро сможем показать вам готовые изделия.

Почему ваши изделия не продаются на маркетах? Вы также говорите, что не следите за модными тенденциями. Как это влияет и отражается на спросе вашей одежды?

На то есть несколько причин. Я сама когда-то довольно часто посещала модные маркеты, где можно было найти действительно необычные и эксклюзивные дизайнерские вещи по весьма приемлемым ценам. Сейчас же большая часть одежды, представленная на различных выставках, напоминает не самую лучшую и качественную версию масс-маркета. Это сугубо мое личное мнение, даже скорее как потребителя.

В любом случае, основная причина того, что я не участвую в маркетах, заключается в том, что это не мой формат и не моя специализация. Основное отличие моей работы от других дизайнеров и производителей одежды – это работа по индивидуальным меркам. Я не устану повторять, что в одежде каждый сантиметр играет роль. Я не знаю, кому нужна очередная марка одежды предлагающая стандартные по параметрам вещи для где-то существующих стандартных людей. К слову, по иронии судьбы я сама являюсь таким стандартным по нынешним ГОСТам человеком. Все мои бывшие клиенты (производители одежды) часто просили меня померять модели в разработке. А вот действительность совершенно иная: рост, параметры и пропорции современных женщин невозможно никак подогнать под хоть какие-то общие рамки. Вы бы видели лица моих клиенток, когда они говорят: «Господи, у меня длинна рукава на месте! Неужели?!»

Что касается тенденций – это абсолютная правда – я за ними не слежу. Понимаете, у меня слишком много своих идей. И их не успеваю реализовывать, чтобы еще за чем-то там следить. Ведь давайте будем честными – тренды придуманы для того, чтобы регулярно и стабильно выкачивать из людей деньги. Мир моды призывает человека быть в постоянной гонке: «Тебе нужно новое, новое, новое. Нет времени думать – просто поверь, что это очень модно и красиво и скупай». Думающий потребитель мало кому интересен, это экономически не выгодно. Например, у меня есть настоящее кашемировое пальто Max Mara. Я купила его 10 лет назад, и на нем нету ни одного катышка. Обычное такое классическое черное пальто. Его можно носить вечно и передать по наследству. Вы представляете, сколько денег потеряно на таком вот покупателе? Ведь ему можно продавать ну хотя бы одно пальто в год, а лучше два. Так вот я делаю и хочу делать именно такие вещи – очень качественные и на все времена. Поверьте, на них очень большой спрос. Человек, который гонится за трендами – вряд ли мой клиент. Я считаю, что тренды нужны для тех, у кого нет своего собственного стиля, мнения и понимая красоты. Мне также искренне жаль моих коллег, кто вынужден держать постоянно руку на пульсе и судорожно следить за тем, что в моде, потому что не имеет своего собственного понимания, видения. Или не хватает на это смелости, и проще прятаться за тем, что объявили «официально» красивым и модным.

Мне же нравится создавать не тренды, а авторские, эксклюзивные вещи.

Как бы вы охарактеризовали ДНК вашего бренда и девушку, которая носит и выбирает вашу одежду?

Я думаю, что мне еще очень рано говорить о ДНК моего бренда. Это долгий и кропотливый поиск. Как я говорила выше, мне еще над этим работать и работать, искать и искать.

Что касается портрета моей клиентки – то тут все уже достаточно ясно. Это девушка, которая всегда хочет оставаться женственной, при этом имеет четкое понимание своего стиля, выбирает одежду, которая украшает ее, а не гонится за модой. Она уважает и любит себя, поэтому выбирает эксклюзивные вещи, которые хорошо на ней сидят.

Однажды я читала интервью с главным редактором итальянского «Vogue» Франкой Социани, которая слыла самым немодным среди редакторов «Vogue» разных стран. Журналист попросил ее прокомментировать данный факт, на что она сказала: «Я одеваюсь так, чтобы нравится мужчинам, а не ублажать дизайнеров».

В одном этом предложении вся философия того, что я делаю и для кого это предназначено.

Съёмка лукбука одежды, фотосессия (сужу по вашему аккаунту в Инстаграмм) - каждому процессу вы уделяете большое внимание. Почему это одно из слагаемых успешного продвижения бренда?

Я думаю, что в принципе для любого бренда одежды, фотосьемки – это 90% успешного или неуспешного продвижения. Кроме того, на своем личном опыте, а ранее просто на интуитивном чутье – я всегда понимала, что женщина покупает не одежду. Она покупает образ и/или историю в целом. Сколько раз я слышала от своих клиенток «Заверните мне, пожалуйста, вот это Все!». Люди хотят, чтобы им предложили готовый наряд, образ, стиль и это понятно.

Сейчас опять же модно быть как бы ближе к своему потребителю и занижать планку. Съемка на телефон, примитивные локации, непричесанные и ненакрашенные модели. Не имею особо ничего против этой тенденции. Но лично я хочу «тянуть» своих клиентов на более высокий уровень. Поэтому я максимально стремлюсь к тому, чтобы делать интересные необычные съемки, нестандартно подавать одежду, рассказывать истории, которые хочется прожить.

Понимаете, когда я смотрю на свою или на чью либо одежду, я не оцениваю ее по критерию какого-то высокого искусства, я точно так же, как и все оцениваю самым обычным критерием «хочу-не хочу» - вот и все.

Поэтому как потребителю, лично мне бы хотелось, чтобы мне красиво и достойно преподнесли продукт. Не нужно опускаться до моего уровня или еще более низкого, наоборот – предложите мне с помощью вашего продукта взять новый. Чтобы я почувствовала себя лучше, красивее, счастливее, достойнее.

Ко мне приходят самые обычные девушки, и сколько раз я слышала от них, когда они смотрелись в зеркало на финальной примерке: «Боже, да я же звезда! Я Богиня!» А ведь все это начинается с того, что они видят достойную подачу изделия на фотографиях и хотят приблизиться к этому образу и прожить его в своей собственной жизни.

Поделитесь, пожалуйста, вашими творческими планами: с кем вы хотите сотрудничать, какие перспективы для себя планируете.

Планов много, а целей еще больше. Я думаю, вы поняли, что я считаю, что дизайнеру можно и нужно развиваться до бесконечности. Я постоянно стремлюсь повышать качество своих изделий. В идеале, я бы хотела, чтобы оно было безупречное. Я не стремлюсь, чтобы это было дешевле, доступнее, проще, быстрее. Я хочу, чтобы это было сделано на «Отлично».

Если говорить про более повседневную работу – я бы хотела еще больше интересных и необычных съемок. Я очень люблю и уважаю профессиональную фотографию и считаю, что фото и дизайн одежды – это как две половинки одного целого.

Планирую в ближайший год вплотную заняться нашей кутюрной линией, где 90% работы будет сделано вручную.

Из более далеких перспектив – сделать из своей дипломной коллекции «Времена года» - большой проект (в том числе и фото) под названием «12 месяцев». Сложно все перечислить, да и думаю, стоит что то оставить в секрете.

Благодарю вас за интересное, и к слову мое первое интервью как дизайнера. Я уверена, что это наша не последняя встреча. Запишу это в список моих целей;).

Контакты для связи с дизайнером:

ЕЛЕНА САХУТО

Вконтакте vk.com/lenasahuto

Instagram @lenasahuto_dresses

Viber/WhatsApp/Telegram +375297710488

Другие персоны

Даша Матросова
Даша Матросова Fine-Art фотограф
Елена Сахуто
Елена Сахуто Дизайнер одежды
Алина Балаш
Алина Балаш Свадебный распорядитель и сертифицированный коуч
Марина Давыдова
Марина Давыдова Дизайнер (бренд DAVIDOVA)